18+

Четверг, 17 апреля, 2025
spot_img
ДомойАналитикаКогда рынок электромобилей станет прибыльным?

Когда рынок электромобилей станет прибыльным?

Индустрия электромобилей (EV) продемонстрировала впечатляющий рост, превзойдя даже самые смелые прогнозы десятилетней давности. По данным Rho Motion, в 2024 году общемировые продажи EV превысили 17 миллионов единиц, что на 25% больше, чем в предыдущем году. По мере роста этого рынка появились новые компании, быстро превратившиеся в предприятия с многомиллиардными оборотами. Однако детальный анализ их финансовых показателей показывает, что лишь немногие из них достигли операционной прибыльности, в то время как большинство продолжает работать с убытками.

По состоянию на 2024 год Tesla остается самым прибыльным брендом в сегменте EV с операционной маржой 7,2%. Немного отстает BYD с маржой 6,4%. Примечательно, что маржа Tesla снизилась по сравнению с 2023 годом, тогда как у BYD она выросла, и эта тенденция, вероятно, сохранится, учитывая нестабильные продажи Tesla в начале года. Обе компании используют вертикальную интеграцию, что позволяет им повышать рентабельность и быстро масштабироваться.

Помимо них, только два других EV-бренда достигли операционной прибыльности: Li Auto и Seres Group (по данным за I–III кварталы 2024 года). Seres Group включает суббренды Seres, AITO и Landian. Li Auto и Seres Group стали первыми прибыльными EV-компаниями, не использующими вертикальную интеграцию.

В Китае многие известные EV-бренды, включая Zeekr, Leapmotor, Xpeng и Nio, пока не вышли на прибыльность. Из них Zeekr ближе всего к этому с операционной маржой -8,5% в 2024 году.

За пределами Китая большинство чистых EV-производителей продолжают работать с большими убытками. Например, Lucid зафиксировал операционную маржу -374% в 2024 году, что, тем не менее, лучше показателя -500% в 2023-м. Компания выживает благодаря поддержке Саудовского инвестиционного фонда. Аналогично Vinfast, Rivian и Polestar зависят от внешнего финансирования, чтобы компенсировать значительные убытки.

Таким образом, несмотря на стремительный рост продаж электромобилей, большинство компаний отрасли остаются убыточными. Лишь несколько игроков, таких как Tesla и BYD, демонстрируют устойчивую прибыльность благодаря вертикальной интеграции. При этом динамика их маржи различается: BYD наращивает рентабельность, а Tesla теряет позиции. Остальные производители, включая китайские бренды и западные стартапы, продолжают зависеть от внешнего финансирования, что делает их уязвимыми в условиях ужесточения конкуренции и возможного сокращения инвестиций.

Татьяна Акимова
Татьяна Акимова
Татьяна Акимова — генеральный директор "Автомаркетолога", в прошлом - журналист, бывший главный редактор журналов «Кузов» и «Автокомпоненты», продюсер в продакшене Akolesitsa.
- Реклама -yandex.zen

Популярное