По итогам первого полугодия 2025 года суммарная выручка на рынке новых легковых автомобилей в России составила 1,62 трлн рублей, о чем свидетельствуют данные отчета «Автомаркетолога».
Это на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2,15 трлн рублей), что наглядно иллюстрирует масштабное охлаждение спроса в условиях снижения объемов продаж и сдержанной активности потребителей. Динамика помесячных значений показывает, что пиковый оборот был достигнут в октябре 2024 года (500 млрд рублей), после чего последовало резкое падение и затяжная стабилизация: с января по июнь 2025 года рынок двигался в коридоре от 231 до 312 млрд рублей, завершив первое полугодие с результатом в 276 млрд рублей выручки с продажи за июнь.
Лидером по выручке остается бренд LADA с результатом 205,2 млрд рублей и долей 12,7%. При этом средневзвешенная цена одного автомобиля LADA по итогам шести месяцев составила лишь 1,32 млн рублей — самый низкий показатель среди всех брендов в топ-30. В тройке лидеров также Haval (182,8 млрд рублей, доля — 11,3%) и Chery (155,2 млрд рублей, доля — 9,6%), причем оба бренда показали уверенное удержание долей, несмотря на общее замедление рынка. Geely занимает четвертую позицию по выручке с показателем 133,5 млрд рублей, а замыкает пятерку Changan (83,4 млрд рублей), укрепившийся благодаря растущему спросу на модели UNI-S и UNI-V.
По данным «Автомаркетолога», структура выручки остается однозначно смещенной в сторону иностранных брендов — 83,3% против 16,7% у отечественных. Китайские производители продолжают усиливать свои позиции: на них приходится 62,1% всей выручки, при этом средневзвешенная цена проданного китайского автомобиля достигла 3,3 млн рублей. В то же время средневзвешенная цена отечественного автомобиля составила 1,49 млн рублей, а импортных в целом — почти 4 млн.
Наиболее высокие ценовые ориентиры по-прежнему демонстрируют марки европейского (14,3 млн рублей) и американского (8,5 млн рублей) происхождения. В разрезе моделей самым дорогим автомобилемстал Mercedes G-класса — 34,3 млн рублей – средневзвешенная цена за такой автомобиль по итогам первого полугодия. В топ-3 по цене также вошли Mercedes GLS (21,8 млн рублей) и BMW X7 (19,6 млн рублей).
На модельном уровне лидером по объему выручки за первое полугодие 2025 года стала LADA Vesta — 68,6 млрд рублей. С равным результатом в 67,3 млрд рядом расположился Haval Jolion. Чуть ниже — Chery Tiggo 7 Pro Max (63 млрд), Geely Monjaro (62,9 млрд) и LADA Granta (36,9 млрд). Внимания заслуживает Changan UNI-S, выручка от которого достигла 36,2 млрд рублей, и модель OMODA C5 с результатом в 31,2 млрд. Явный рост интереса наблюдается к среднеценовым кроссоверам и компактным SUV, что подтверждает высокая доля сегмента SUV в общей выручке — 80,2%. На втором месте — автомобили сегмента B+ (4,9%), далее B (4,6%) и минивэны (2,5%). Крупные седаны и премиальные классы остаются нишевыми, принося менее 3% от всей выручки с продажи на авторынке РФ за первое полугодие.
На фоне общего снижения спроса распределение выручки между странами происхождения брендов продолжает сдвигаться. Если доля китайских автомобилей достигла уже 62,1%, то у европейских марок она снизилась до 14,1%, а японские производители заняли только 5,2%. Доля американских машин на российском рынке по объему выручки составляет лишь 0,5%. При этом высокие ценовые категории все еще сохраняют лояльную, пусть и узкую аудиторию: в сегменте F+S (включающем люксовые и представительские модели) средняя цена автомобиля превышает 21 млн рублей.
Рынок автомобилей в России в 2025 году вступил в фазу структурной трансформации. Уменьшение объемов продаж при сохранении или даже росте средневзвешенной цены на определенные марки и модели привело к сжатию выручки, несмотря на внешнюю видимость активности в SUV-сегменте. Возвращение части европейских брендов не оказало значимого влияния на общую конфигурацию — они остаются маргинальными по сравнению с китайскими игроками. Выручка, как главный финансовый индикатор, наглядно фиксирует смещение потребительского интереса в сторону оптимального баланса между ценой, оснащением и внешним видом — именно этим требованиям сегодня наиболее полно отвечают китайские кроссоверы. С учетом текущих темпов и экономических ограничений, в краткосрочной перспективе следует ожидать стабилизации выручки в пределах 1,5–1,7 трлн рублей по итогам 2025 года, при условии сохранения текущего уровня цен и темпов продаж.




