18+

Суббота, 24 мая, 2025
spot_img
ДомойАналитикаОбзор российского авторынка: результаты первого квартала 2025 года

Обзор российского авторынка: результаты первого квартала 2025 года

В рамках конференции FIT CONF 2025 выступил Александр Груздев, директор аналитического агентства Gruzdev Analyze. Он рассказал о ситуации на российском автомобильном рынке в первом квартале 2025 года.

Рынок новых автомобилей — сигналы и контексты

По итогам 2024 года продажи новых автомобилей в России достигли 1,63 млн штук — это практически возвращение к уровням 2018–2019 годов. Рынок адаптировался ко вторым санкциям и преодолел последствия пандемии. Однако до уровня 2012 года — 2,63 млн проданных автомобилей — рынок так и не восстановился.

Рекордным для российского рынка остается 2008 год — тогда совокупный прирост автопарка составил 3,1 млн машин (включая ввезенные авто с пробегом).

Но 2025 год начинается тревожно. Уже видно, что рынок проседает. В I квартале продажи составили около 246 тысяч новых легковых автомобилей, что на 26% ниже аналогичного периода 2024 года.

В марте 2025 рынок достиг отметки в продажах около 80 тыс. новых легковых автомобилей, что на 46% ниже, чем год назад. По итогам апреля ожидается рост по сравнению с мартом, но все еще существенно ниже уровня апреля 2024 года — примерно на 40 тысяч машин.

Почему проседает рынок?

Основная причина — снижение покупательной способности. Аналитический центр РОАД подсчитал: за последние 10 лет средняя зарплата в стране выросла на 135%, а стоимость нового автомобиля — на 234%. Это означает, что в 2024 году на покупку новой машины в среднем требовалось 37 месячных зарплат, тогда как в 2014 — около 28.

При этом почти половина стоимости автомобиля в 2024 году приходилась на утилизационный сбор — это рекордный уровень за всю историю. То есть государство стало значимым участником конкуренции за кошелек клиента. Отказаться от налогов, сборов, ОСАГО или платных парковок невозможно — и все это сокращает реальные ресурсы потребителей.

Реальные доходы и потребление

Номинальные доходы населения растут, но реальные траты — нет. Например:

• Рост зарплат в 2023 году — +8,2%, в 2024 — также +8,2%.

• Рост конечного потребления: +6,5% в 2023, и всего +4,9% в 2024.

• Прогноз на 2025 год — рост расходов лишь на +2%.

То есть даже при формальном росте доходов, реальные возможности потребления сжимаются.

Доля свободных денег (после базовых трат) сократилась с 35% в феврале 2023 до менее 20% в феврале 2025 года. Это наглядно объясняет, почему клиенты реже тратят деньги на непродуктовые категории.

Поведение потребителей: от чего отказываются?

По данным РОМИР, в топ-10 категорий, от которых люди готовы отказаться в первую очередь, — покупка автомобиля (1-е место, +3 позиции к прошлому году), ювелирные изделия, недвижимость, страхование, развлечения. Авторемонт — на 16-м месте из 34 возможных, то есть в середине. Продукты — в самом конце списка: от них люди отказываются в последнюю очередь.

Конкуренция за кошелек

Если говорить о приоритетах клиентов:

• Ради своевременного ремонта автомобиля люди готовы отказаться от: отпуска и путешествий, ресторанов и кафе, модной одежды, ювелирных украшений.

• А ради отказа от обслуживания автомобиля — чаще жертвуют покупкой электроники, отпуском, кафе.

«Это четко делит потребителей на два лагеря: для одних автомобиль важнее, чем отпуск, для других — наоборот, — отметил Александр. — Это важный инсайт для маркетинга: можно и нужно конкурировать с туризмом, в особенности, когда он отвлекает вашего клиента. И даже лучше — организовывать совместные проекты с компаниями из сферы автомобильного туризма. И здесь форматы взаимодействия могут быть самые разнообразные: к примеру предлагать автовладельцам автомобильные маршруты сразу с обслуживанием машины до поездки и после».

Поиск и сравнение цен

38% автовладельцев не сравнивают цены на обслуживание — их число сокращается. В 2020 году таких было 55%. Каналы поиска информации, которые они используют:

• 32% — агрегаторы и маркетплейсы,

• 11% — ChatGPT или аналогичные ИИ-инструменты,

• 11% — по телефону (в 2022 было 23%),

• 7% — на сайтах автосервисов.

ИИ активно входит в жизнь. Упрощение информации на сайтах, адаптация под алгоритмы поиска и цифровых ассистентов — это необходимые условия, чтобы не потерять контакт с потребителем.

Где деньги?

Почему все так туго, если формально доходы растут? Ответ — в политике Центробанка: высокая ключевая ставка «заморозила» деньги населения на вкладах. Объем вкладов физлиц рекордно вырос за последнее время.

Большинство вкладов были открыты летом 2024 года, на срок примерно один год. Значит, уже этим летом вкладчики получат проценты — и встанет вопрос: что с ними делать?

По данным опросов:

• 25% планируют реинвестировать проценты обратно во вклад,

• 20% — потратить на отдых и путешествия,

• 18% — на ремонт автомобиля.

«Таким образом, летом 2025 года у рынка есть все шансы на оживление. Кто-то говорит — с июня, кто-то — с сентября. Но главное — не паниковать: деньги у клиентов есть, просто они отложены. И будут потрачены. Вопрос только — когда и в каком объеме, — заключает Александр. — Да, ситуация на рынке непростая. Но мы не в кризисе — мы в переходной фазе. У потребителей есть деньги, и они готовы их тратить, просто делают это осторожнее. Нам важно быть рядом в момент, когда эти деньги снова выйдут на рынок. А он, несомненно, оживет.

Автомаркетолог
Автомаркетолог
Автомаркетолог — сообщество профессионалов, экспертная информация в различных сферах автомобильного бизнеса, обмен лучшими практиками между автомобильными компаниями.
- Реклама -yandex.zen

Популярное