Введение тарифов президентом Дональдом Трампом, по его словам, направлено на оживление американского производства и возвращение рабочих мест в США, а также на отмену тарифов, которые иностранные государства устанавливают на американский экспорт. Однако ряд экономических анализов и исторических данных свидетельствуют о том, что такие тарифы не обязательно приводят к значительному увеличению занятости в обрабатывающей промышленности.
Дуглас А. Ирвин, профессор экономики Джона Френча в Дартмутском колледже и старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, предупреждает, что даже если некоторые компании перенесут заводы в США, чтобы избежать высоких тарифов, «рабочие места, скорее всего, не появятся», указывая на то, что производственные процессы могут остаться автоматизированными или рационализированными, что ограничит новые возможности трудоустройства.
Более того, цифры, которые президент представил, объявив о тарифах на этой неделе, как отмечают многие экономические источники, просто неверны.
Увеличение производственных издержек и потребительских цен
Тарифы действуют как пошлины на импортные товары, что приводит к росту затрат для отечественных производителей, которые используют импорт в своих производственных процессах. Например, тарифы на сталь и алюминий привели к росту затрат для отраслей, использующих эти материалы, таких как автомобилестроение и строительство. Увеличение затрат часто приводит к росту цен для потребителей и снижению конкурентоспособности американской продукции на международных рынках. Исследование, проведенное Федеральным резервным советом, показало, что хотя тарифы обеспечивают определенную защиту отечественных производителей, выгоды от них перевешиваются негативными последствиями роста затрат и ответных тарифов со стороны торговых партнеров.
Национальная ассоциация производителей выражает обеспокоенность тем, что масштаб новых тарифов поставит под угрозу рабочие места, цепочки поставок и инвестиции, что, в свою очередь, поставит под угрозу «способность Америки конкурировать с другими странами и лидировать в качестве ведущей производственной сверхдержавы».
Ответные меры и проблемы с экспортом
В ответ на американские тарифы пострадавшие страны часто вводят свои собственные тарифы на американские товары, что делает экспорт США менее конкурентоспособным за рубежом. Такие ответные меры, о которых уже заявили несколько стран, происходят следующим образом: когда Китай, например, ввел тарифы на американское сельское хозяйство в качестве ответной меры на американские тарифы на сталь во время первой администрации Трампа, это дорого обошлось американским налогоплательщикам в виде помощи и ценовой поддержки фермеров, которые потеряли с таким трудом завоеванных и ценных клиентов в Китае. Помощь США американским фермерам выросла с 13,2 миллиарда долларов в 2017 году до 28 миллиардов долларов в 2019 году. Кроме того, тарифы разрушили рынки, на создание которых у фермеров ушло не одно поколение. Анализ Федерального резервного совета показал, что ответные тарифы способствовали сокращению занятости в обрабатывающей промышленности, поскольку американские товары стали менее привлекательными на внешних рынках.
Ошибочная методология расчетов
Подход администрации предполагает расчет тарифов на основе дефицита торгового баланса США с каждой страной, а не фактических тарифов, которые эти страны устанавливают на американский экспорт. В частности, для определения тарифной ставки в формуле дефицит торгового баланса делится на общую стоимость импорта из данной страны. Например, дефицит торгового баланса США с Китаем составил около 295,4 миллиарда долларов, а объем импорта — 438,9 миллиарда долларов. Разделив эти цифры, получаем ставку 67 %, которую администрация затем уменьшает вдвое, чтобы установить 34 %-ный тариф на китайские товары. Этот метод не учитывает фактические средние тарифные ставки, установленные Китаем на американские товары, которые значительно ниже. Томас Сэмпсон, доцент Лондонской школы экономики, считает, что такой подход неправомерен.
Ограниченная эффективность в создании рабочих мест
Хотя заявленное намерение введения тарифов заключается в защите и создании рабочих мест внутри страны, фактические результаты после введения тарифов Трампом в период его первой администрации оказались неоднозначными. В некоторых отраслях наблюдался краткосрочный рост занятости, однако он часто компенсировался сокращением рабочих мест в других секторах из-за увеличения производственных затрат и снижения экспортного спроса. По оценкам Tax Foundation, ответные тарифы, введенные Трампом в первый срок его правления, снизили ВВП США и привели к потере примерно 27 000 рабочих мест в эквиваленте полной занятости. Новые тарифы выходят далеко за рамки предыдущих.
Структурные изменения в автопроизводстве
При всей риторике о торговых сделках, потрошащих Мэйн-стрит, занятость в обрабатывающей промышленности росла в течение последнего десятилетия без всякой помощи со стороны тарифов.
В 2014 году в Соединенных Штатах работало около 12 миллионов человек в обрабатывающей промышленности, что составляло около 8,8 % от общего числа занятых в США. По данным Института экономической политики, к декабрю 2024 года занятость в обрабатывающей промышленности достигла 12,76 миллиона человек.
В 2010 году в секторе автомобильной промышленности США, включающем производство автомобилей и запчастей, работало около 415 180 человек. По данным Бюро трудовой статистики, в июне 2024 года число занятых в производстве автомобилей и запчастей значительно увеличилось до 1,1 миллиона человек. Этот рост отражает значительное увеличение численности рабочей силы в автомобильной промышленности за 14-летний период, в основном за счет расширения иностранных автомобильных компаний, таких как Toyota, Volkswagen, Hyundai и Kia, а также компаний-поставщиков, размещающих производственные предприятия рядом со сборочными заводами. Свою лепту внесло и строительство заводов по производству аккумуляторов для электромобилей. 2010 год пришелся на середину мирового экономического кризиса. Однако цифры показывают, как этот сектор увеличил количество рабочих мест на фоне многочисленных торговых пактов США.
Нынешнее замедление роста числа рабочих мест в обрабатывающей промышленности во многом объясняется автоматизацией и технологическим прогрессом, а не международной торговлей. Современные производственные процессы требуют меньшего количества работников благодаря повышению эффективности и автоматизации с помощью робототехники и искусственного интеллекта.
Глобальные цепочки поставок и конкурентоспособность
Американские производители интегрированы в глобальные цепочки поставок, закупая компоненты и сырье в разных странах для поддержания экономической эффективности. Введение тарифов нарушает эти цепочки поставок, что приводит к неэффективности и увеличению операционных расходов, а также к огромным корпоративным издержкам, связанным с нарушением цепочек поставок. Такие нарушения, как правило, сдерживают инвестиции в отечественное производство и заставляют компании рассматривать возможность переноса производства в страны с более благоприятными и предсказуемыми условиями торговли.
Хотя тарифы предназначены для защиты отечественной промышленности, их применение при администрации Трампа показывает, что они не обязательно приводят к значительному увеличению рабочих мест в обрабатывающей промышленности.
Связанный с этим рост производственных затрат, ответные меры торговых партнеров и меняющийся характер производства в связи с технологическим прогрессом в совокупности подрывают эффективность тарифов как инструмента создания рабочих мест в производственном секторе.
По материалам WardsAuto.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.