Весной 2025 года Китай ввел жесткие ограничения на экспорт редкоземельных металлов и магнитов на их основе — критически важного ресурса для автомобильной промышленности. Это решение уже стало серьезным вызовом для глобальных автопроизводителей: на кону стабильность поставок, запуск новых моделей и развитие электрического транспорта. Но в чем причина происходящего и как именно реагируют крупнейшие рынки?

Китай, на долю которого приходится около 70% мирового производства редкоземов и свыше 90% переработки, с апреля начал ограничивать экспорт готовых магнитов и металлических сплавов, а с июня — ввел систему лицензирования на вывоз некоторых видов редкоземельных компонентов. Формально причиной стали национальные интересы и необходимость контроля за стратегически важными материалами. Однако на практике ограничения совпали с новым витком торговой напряженности между Китаем и США, а также с усилением протекционистских мер в Европе.
Редкоземы (такие как неодим, диспрозий и самарий) необходимы для производства электромоторов, тормозных систем, сенсоров и других компонентов современных автомобилей — особенно электрокаров. Их нехватка означает потенциальные остановки производств, рост себестоимости и сбои в логистике.
В Европе автопроизводители столкнулись с угрозой приостановки сборочных линий. По данным Ассоциации европейских поставщиков автокомпонентов (CLEPA), у некоторых заводов запасы компонентов на основе редкоземов могут закончиться в течение ближайших недель. Mercedes-Benz и BMW уже начали переговоры с альтернативными поставщиками, в том числе из ЮАР и Австралии, однако реальные поставки ожидаются не раньше 2027 года. Поставщики жалуются на затягивание сроков выдачи экспортных лицензий из Китая: некоторые заявки рассматриваются неделями, и лишь малая часть была одобрена к июню.
В США ситуация воспринимается как вызов не только экономической, но и национальной безопасности. На переговорах в Лондоне между представителями США и Китая не удалось добиться гарантий поставок редкоземов военного назначения, которые применяются в авиационной и оборонной промышленности. Автоконцерны вроде Ford и General Motors также оказались в зоне риска: на отдельных предприятиях временно останавливался выпуск из-за нехватки компонентов. В то же время в США ускоряется создание независимой сырьевой цепочки — при поддержке Минобороны развиваются производства MP Materials и Lynas USA, а также строятся предприятия по выпуску магнитов в Техасе.
Индия, которая импортирует до 80% редкоземов из Китая, делает ставку на дипломатию: производители совместно с государством оформляют специальные разрешения (end-user certificates), чтобы получить экспортные лицензии. Однако и здесь задержки налицо — несколько автокомпаний уже предупредили о возможном переносе сроков запуска новых моделей на местном рынке.
Главный урок, который автопром вынужден усвоить в 2025 году: избыточная зависимость от одного источника поставок — это не просто риск, а прямая угроза устойчивости. Ограничения Китая обнажили хрупкость глобальных цепочек поставок и стали импульсом к срочным действиям: локализации добычи, инвестициям в переработку, разработке альтернативных технологий. Неслучайно ряд компаний, включая Renault, BMW и GM, уже объявили о переходе к разработке электромоторов, не требующих редкоземельных магнитов.
Однако эти процессы — не быстрые. По оценкам экспертов, даже при активной поддержке со стороны государств и притоке инвестиций на восстановление независимых цепочек уйдет от двух до пяти лет. До этого момента рынок останется уязвимым к любым изменениям политической конъюнктуры и волатильности в Китае.
Ограничение экспорта редкоземов со стороны Китая стало не просто технической или логистической проблемой, а маркером новой реальности: где экономика, политика и безопасность переплетены теснее, чем когда-либо. Для автопроизводителей это означает необходимость не только диверсифицировать источники поставок, но и пересмотреть стратегические приоритеты развития, сделав ставку на технологическую независимость и устойчивость.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.